Лекция Михаила Филиппова «IV Рим» в Музее Архитектуры

Вечером 9 февраля 2017 года в зале Анфилады Музея Архитектуры им.Щусева один из лучших современных российских архитекторов и последовательный сторонник неоклассического искусства Михаил Филиппов прочитал лекцию с интригующим названием «IV Рим». Он рассказал о том, как проповедовал возврат к классике в те годы, когда сама эта идея воспринималась многими абсурдной, иллюстрируя это своими графическими работами: изысканными и утопичными проектами перестройки московских набережных и стрелки, в которой он увидел подобие Венеции, первыми «бумажными» архитектурными проектами. 

Истории о поиске своей классики, об увлечении не только древними образами, но и самой логикой римского, античного и ренессансного градостроительства, перемежались короткими экскурсами в историю и историю архитектуры Древнего востока, Европы и России.

«Современные города — города для автомобилистов, это предсказал еще Ле Корбюзье в своем проекте Вуазен», — рассказывал Филиппов. — Автомобилисты мыслят совершенно иными категориями: они смотрят на проезд и не видят города. С появлением автомобилей исчез интерес к фасадам, исчезли сами фасады. Современный город не интересен и не пригоден для прогулки, не зря с этой целью все едут из новых районов в старые центры». По его словам, горожанин должен видеть, ценить и наслаждаться архитектурой города, открывающимися панорамами, видовыми точками, красотой портиков и колоннад.

Михаил Филиппов видит будущие города, которые отвернутся от машин и вновь повернутся к людям.  В настоящее время он ведет работу как раз над таким проектом —  UP-кварталом «Римский», который реализует финансово-строительная корпорация «Лидер» в ближнем Подмосковье. Это «IV Рим» — идеальный город, современный, но наследующий в своём устройстве многовековую традицию красоты и градостроительные каноны древних эпох, город для людей и город без машин. Последнее — ключевой момент: пространство UP-квартала «Римский» проектируется в двух уровнях, где автомобильное движение организовано по нижней полноценной улице, которая при этом не является подземным паркингом, для этого в ней предусмотрены целые системы световых колодцев, дворов и площадей. Очень важно, что автомобилисты тоже будут видеть и читать логику планировки не в безликом подземном пространстве, а в городе. Весь генплан проекта, построение домов, общественных пространств здесь заточены под человека, пешехода. Человек считывает генеральный план города по карнизам. Красивые генпланы, красоту которых видно только с самолета — не работают — уверен Филиппов. Город, рассчитанный на жизнь, прогулки, красивые панорамные виды — даже оформлен будет рукотворно, с различными неповторяющимися фасадами, покрытыми штукатуркой.

Не обошлось и без безупречной графики Филиппова — идеи планировки идеального нового города, которым видится Михаилу Анатольевичу UP-квартал «Римский», демонстрировались на внушительной графической ведуте с генпланом нового квартала, по традиции нарисованной мастером от руки.

Лекция Михаила Филиппова состоялась при поддержке Музея Архитектуры им.Щусева и портала Archplatforma.ru

Читайте также

Читать все

blog comments powered by Disqus