Андрей Лямин-Бородин: «Ни в коем случае не давайте авансов!»

На российском рынке недвижимости большинство квартир продается «в бетоне», то есть без отделки. Покупателю предстоит провести отделочные работы самому — а ведь это немалый труд и расходы. Как правильно и без лишних потерь организовать этот процесс? Мы спросили совета у Андрея Лямина-Бородина, генерального директора онлайн-сервиса ремонтов квартир PriceRemont.ru.

Как правильно спланировать ремонт?

Давайте сразу оговоримся, что мы обсуждаем ситуацию, когда человек делает ремонт не своими руками, а решает нанять исполнителей. В этом случае человек выступает как заказчик. С точки зрения заказчика в процессе ремонта важны, прежде всего, две вещи: своевременно обеспечивать процесс ремонта необходимыми ресурсами и понимать последовательность выполнения работ, а также иметь возможность контролировать ход их выполнения.

Для решения этих двух задач

нужно прежде всего оценить стоимость ремонта, то есть общую сумму, которая потребуется на оплату работы специалистов и на приобретение материалов.

Можно воспользоваться калькулятором на нашем сайте — при этом клиент сразу получает сметы от десятков компаний и частных мастеров. Туда подставляются расценки на конкретные работы от каждого подрядчика, зарегистрированного на нашем сайте, и заказчик может посмотреть подробную смету на стоимость работ от любого подрядчика. Одновременно он получает расчет стоимости черновых материалов для этих работ.

Расчет осуществляется исходя из нормы расхода каждого материала и его средней стоимости на рынке. Что касается чистовых материалов (обоев, плитки, сантехприборов, светильников и т. д.), то мы не предоставляем расчет их стоимости, поскольку выбор этих материалов в гораздо большей степени, чем черновых, зависит от эстетических предпочтений заказчика, а их стоимость может различаться в десятки раз.

Важно и понимание последовательности работ. Это актуально для комплексных ремонтов, когда ремонтируется сразу несколько помещений. Мы рекомендуем клиентам требовать от исполнителя составления графика работ с разбивкой на этапы и с указанием перечня работ, входящих в этап, и их стоимости.

Как максимально точно оценить бюджет на ремонт?

Оценка бюджета ремонта определяется перечнем работ, который необходимо произвести, объемом этих работ, стоимостью единицы работы у выбранного специалиста, перечнем, объемом и стоимостью материалов. Чем точнее вы определите перечень и объем работ, тем точнее получится смета.

Некоторые исполнители предпочитают не делать этого, а оценивать стоимость ремонта «по полу», то есть назначать стоимость за квадратный метр квартиры. Но надо понимать, что такой ремонт рассчитывается как стандартный и оценивается только исходя из опыта исполнителя, без учета возможных особенностей и ваших пожеланий, либо потому, что он не может сразу расписать перечень и объем работ, либо просто хочет получить заказ, назвав невысокую цену.

Второй вариант говорит о непрофессионализме, третий – о недобросовестности исполнителя.

Но и при первом варианте возможны серьезные проблемы во взаимоотношениях с исполнителем после заключения договора, так как учет особенностей помещения и ваших пожеланий может привести к тому, что исполнителю придется сделать гораздо больше работ, чем он рассчитывал, а работать бесплатно только потому, что что-то не учтено на этапе переговоров, готовы далеко не все. Здесь и начинается любимое слово всех мастеров – «допработы».

Как лучше выбирать исполнителя на ремонтные работы?

Популярный способ выбора исполнителя — «сарафанное радио», то есть рекомендации друзей, знакомых. Этот способ очень хорошо работает в малых городах, в крупных городах-мегаполисах — гораздо хуже. Нам не раз приходилось слышать от людей, имевших опыт ремонта и выбиравших по «сарафанному радио»: «Знакомым сделали хорошо, они нам порекомендовали, а у нас все оказалось очень плохо».

Причин такой ситуации много, но в основном это пресловутый «человеческий фактор».

Во-первых, степень автоматизации работ невысока, поэтому даже хорошие мастера иногда совершают ошибки. Во-вторых, знакомые, порекомендовавшие вам мастеров, наверняка имели только один опыт взаимодействия с этими мастерами, который оказался положительным. Но это не значит, что до этого у мастера не было отрицательного опыта, и его не будет в вашем случае. Для принятия решения желательно видеть историю работы мастеров или компании. Сделать это можно, попросив отзывы и подтвержденные примеры выполненных работ.

При этом не стоит впадать в крайности, надо понимать, что даже хорошие специалисты ошибаются, кроме того, ремонт — это в большинстве случаев не просто механическое выполнение работ, а взаимоотношение между заказчиком и исполнителями, то есть между людьми, а они тоже не всегда складываются. Наличие только восторженных отзывов скорее должно вызвать подозрение: не ошибается тот, кто ничего не делает.

Как правильно организовать взаимодействие с исполнителем?

Прежде всего, нужно зафиксировать отношения договором, даже в случае, когда исполнитель – частный мастер. Это как минимум дисциплинирует, а в случае плохого результата позволит предъявить претензию (вплоть до суда). Соответственно, в договоре обязательно должны быть реквизиты компании или паспортные данные (в т. ч. адрес постоянной регистрации) мастера.

Далее: ни в коем случае не давайте авансов!

В настоящее время на рынке все нормальные исполнители работают без аванса.

Если ремонтируется отдельное небольшое помещение, то оплата работ может происходить после ее полного завершения. Если планируется комплексный ремонт, работу лучше оплачивать поэтапно, по мере ее выполнения, и только после приемки этой работы. При этом стоимость каждого промежуточного этапа лучше сделать не очень большой. Это минимизирует риски обеих сторон в случае возникновения разногласий. Оптимальный вариант – делать промежуточную сдачу работ раз в 10−15 дней.

Если работу ведет не один мастер, а бригада, лучше иметь один канал общения с исполнителем – через прораба или бригадира. Попытка решать вопросы с каждым членом команды в отдельности приведет к конфликтам.

Что касается контроля, то его лучше осуществлять в ходе приемки каждого промежуточного этапа. Контроль каждого движения исполнителя создает нервозную обстановку и не способствует нормальному процессу ремонта (конечно, данная рекомендация не относится к случаю, когда вы замечаете явное нарушение технологии).

Как организовать закупку и поставку материалов?

Заказчики зачастую опасаются, что исполнители будут закупать материалы по завышенным ценам, в большем, чем нужно, объеме и ненадлежащего качества. Наш сервис выдает расчет потребности в каждом материале и его среднерыночную цену, то есть решает первую и вторую проблему. Правда, нужно иметь в виду, что расчет объема происходит на основании нормы расхода, а, например, большая кривизна стен или их уклон вполне могут увеличить потребность в штукатурке в два раза, поэтому на месте мастер все-таки может скорректировать этот расчет.

Что касается качества, то его гарантировать может только закупка в официальных оффлайн- и онлайн-магазинах, с обязательным предоставлением накладной и чека. Соответственно, чтобы гарантировать себя от неприятностей и подозрений, но при этом не тратить на закупку материала каждые свои выходные, лучше организовать этот процесс следующим образом: поручить организацию закупки мастеру или прорабу, при этом требовать предварительного согласования заказа (полный перечень материалов с ценами), сравнивать отдельные позиции со среднерыночной ценой, выдавать деньги только на конкретную партию материалов, требовать предъявления накладных и чеков после доставки.

Кому все-таки лучше доверить ремонт – частным мастерам или компании?

Здесь нет однозначного ответа. Преимущества компании в том, компании обычно составляют подробные сметы, компании проще предъявить претензии, они обычно в большей степени дорожат репутацией, чем частные мастера. С другой стороны,

стоимость работ  частного мастера должна быть ниже стоимости работ компании за счет административных издержек.

К сожалению, на практике это не всегда так, поскольку в крупных городах для получения заказов частные мастера зачастую вынуждены пользоваться услугами посредников, чья функция заключается в том, чтобы обрабатывать заказы на различных площадках или собственных сайтах. Это отдельная функция, требующая много времени и усилий, и мастерам просто некогда заниматься этим самостоятельно. Наличие посредника поднимает стоимость работ до уровней, сопоставимых со стоимостью в среднестатистических компаниях.

При этом мы не отказываемся и от компаний: конкуренция — это хорошо для потребителя, и у компаний есть существенные плюсы.

Читайте также

Читать все

blog comments powered by Disqus