Дмитрий Чариков: «Добродел» решает проблемы ЖКХ»

В последние годы все чаще стали говорить, что у России не две беды, а три. И третья – ЖКХ. Действительно, наверное, нет человека, у которого бы не возникало проблем в этой области. И никто не понимает, куда обращаться, кому писать для решения вопросов с подачей воды, уборкой территории дома, вывозом мусора… А Дмитрий Чариков, вице-президент Ассоциации содействия участникам рынка недвижимости (АСУРН), похоже, знает о механизмах работы ЖКХ несколько больше. Мы попросили его поделиться этим знанием.

Дмитрий, что сегодня происходит в этой сфере, почему ей сегодня уделяется столько внимания?

Начну с того, что ЖКХ является жизнеобеспечивающей и социально значимой отраслью, и в этой сфере назрел целый комплекс системных проблем, решение которых становится жизненно важной задачей для государства. И игнорировать эти проблемы уже невозможно, так как это приведет к самой настоящей катастрофе.

Вы не сгущаете краски?

В многоквартирных домах проживают больше чем две трети населения страны, и подавляющая часть домов — жилой фонд, построенный еще в советское время. И вот этот фонд, рассчитанный отнюдь не на бесконечную эксплуатацию, с каждым днем все больше и больше изнашивается. Ветшают конструкции, коммуникации, инженерная инфраструктура – часовой механизм тикает, оставляя все меньше и меньшее времени до точки «икс». В январе 2016 года распоряжением правительства РФ была утверждена «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года». Но, на мой взгляд, эта стратегия в имеющейся редакции не соответствует глубине проблем в российском ЖКХ, недостаточно учитывает катастрофическое состояние жилищного и коммунального фонда.

С одной стороны, стратегия определяет следующие задачи: формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ, совершенствование системы отношений между собственниками, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, повышение энергетической эффективности отрасли. А с другой,

мы видим устойчивую тенденцию по сокращению финансирования сферы ЖКХ и низкий КПД процесса решения проблем этой отрасли.

Иными словами, «денег нет, но вы держитесь»?

Дело не только в этом. В сферу ЖКХ должен прийти антикризисный менеджмент – не только специалисты в сфере ЖКХ, но управленцы, организаторы, социологи, люди, умеющие четко, слаженно, шаг за шагом решать такие же четкие задачи, общаясь и с собственниками недвижимости, и с властью, и с бизнесом, и с другими участниками рынка.

Приведу простой пример. В Стратегии для повышения качества ЖКУ предлагается формировать в стране «активного и ответственного собственника жилья». А как его «формировать», что скрывается за этой эффектной фразой? Ничего. Красивый лозунг и ничего более. Нужно принять как данность, что большинство собственников никогда не будут «активными и ответственными» в понимании государства и бизнеса (то есть удобными, четко формулирующими и никогда не жалующимися, например, в прокуратуру, Народный Фронт, не выходящими на митинги и т. д.), а все попытки перестроить сознание людей уйдут за ту временную черту, когда их дом просто развалится.

Но разве ситуацию постепенно не меняет участие людей в ТСЖ, например?

Ну давайте возьмем для примера проблему, существующую даже при проведении общего собрания жильцов, на котором голосованием решаются самые насущные вопросы каждого жильца-собственника. Какая здесь основная проблема? Правильно, это проблема собрать кворум. И по этой причине заочная форма голосования уже повсеместно вытеснила очную. И это нормально, когда при достижении необходимого результата процесс учитывает имеющиеся реалии – это и есть формула эффективности.

А все попытки перевоспитать взрослого человека, за неделю, за месяц и даже за год сделать из него «активного и ответственного собственника» — утопия.

Кто-нибудь пробовал подсчитать КПД отдельно взятого общего собрания собственников жилья — сколько времени уходит на возмущенные крики, претензии, эмоции, ругань, а сколько на поиск решения и осмысленные аргументы? И это происходит всего лишь в объеме отдельно взятого дома. А теперь представьте, что происходит в объеме всей отрасли.

Или возьмем в качестве следующего примера такой бессмысленный лозунг, как «необходимо выстраивать диалог с властью». Как его выстраивать и где? Людям нужен готовый коммуникационный продукт, т. е. четкие, простые, понятные пошаговые инструкции – что делать, как и зачем. Так, может, логичней сначала создать эти инструкции и объяснить, как ими пользоваться?

И в диалоге налогоплательщика с властью кто является заказчиком, а кто исполнителем? Если задуматься об этом, то очень заметно, что исполнители у нас… многих просто захочется поменять. И именно с этого просто необходимо начать, с фундамента — это очень важно. И уже есть положительные примеры.

Можете рассказать о них?

Например, в Московской области уже успешно функционирует губернаторский проект «Добродел», в рамках которого любой житель Подмосковья может пожаловаться на ту или иную проблему – ему не нужно искать, к кому обратиться, не нужно никуда идти, записывать на прием, ждать, тратить время, эмоции… Написал в «Добродел» — и через 8 дней получил или отчет об устранении проблемы, или информацию о том, когда эта проблема будет устранена.

Проект находится под личным контролем губернатора Московской области.

Два месяца назад в том же Подмосковье начал работу еще один дополнительный коммуникационный продукт – форум «Добродел». Цель проекта — путем конструктивного обсуждения найти решение наиболее актуальных проблем, обеспечить «обратную связь» с населением, систематизировать и канализировать самые острые вопросы, решение которых затруднено в оперативном порядке в силу объективных причин. Взяли и сделали!

А какие обращения в «Добродел» наиболее часты?

Вы знаете, простых людей, как правило, мало беспокоят какие-то глобальные вещи, пока не будут решены частные вопросы, которые напрямую затрагивают качество жизни, безопасность каждого гражданина «здесь и сейчас». Причем, «Добродел» уже выявил наиболее острые проблемы, которые одинаково тревожат людей, проживающих в самых различных населенных пунктах Подмосковья.

Например, очень много жалоб на нестабильное водоснабжение и, самое главное, об отсутствии информации о том, когда будет возобновлена подача воды. Неожиданно выявлено большое количество запросов о том, как срубить старые деревья, которые представляют угрозу для жизни и могут стать причиной аварий электросетей. Много обращений по поводу несанкционированных свалок и о ненадлежащем состоянии детских площадок во дворах. А вот жалоб на качество ЖКУ, как ни странно,  гораздо меньше.

Таким образом, власть оперативно получает сигнал о наиболее актуальных на данный момент проблемных зонах, требующих приоритетного решения как для снижения социальной напряженности в обществе, так и для повышения индекса удовлетворенности работой чиновников на местах. И именно таким путем обеспечивается доверие к власти и выстраивается тот самый диалог, о котором с различных трибун так часто и много любят рассуждать многочисленные функционеры от ЖКХ. Но болтать – это не делать.

Эта система будет как-то расширяться или углубляться?

Буквально на днях проект был усилен консультационным разделом, обеспечивающим точечную «обратную связь» для всех категорий обращений и жалоб – к работе подключились консультанты-юристы, специалисты в сфере долевого строительства, экологи. Уже сегодня актуальность данного проекта составляет более 3000 посещений в день!

А следующий этап развития форума «Добродел» предполагает выход уже на формат «Критикуешь? Предлагай!»

Таким образом, установка о необходимости выстраивания диалога с властью в отдельно взятом регионе — Подмосковье — получила практическое и реальное решение и продолжает и дальше набирать обороты. И, конечно же, успех всего проекта и высокая эффективность диалога является результатом конструктивной позиции губернатора Подмосковья, региона, который не словах, а на деле демонстрирует возможность перевода проблематики в конструктивное русло. Так можно ли сказать, что «Добродел» решает проблемы ЖКХ? С полным основанием заявляю – да!

Читайте также

Читать все

blog comments powered by Disqus