Александр Трапиков: «Сейчас для загородного отдыха очень благоприятные времена»

По недавно озвученной информации от Российского союза туриндустрии, число соотечественников, выехавших за границу в качестве туристов в первом полугодии 2016 года, снизилось на 28% по сравнению с прошлым годом. Почему так получилось и какие последствия это может иметь для рынка внутреннего туризма? Мы побеседовали с генеральным директором Heliopark Group Александром Трапиковым и спросили его о положении дел в российском сегменте загородных отелей.

Как зародилась идея загородных отелей в России?

Тема эта возникла на российском рынке не так давно — около 15 лет назад. Примерно к середине нулевых — началу десятых годов открытие и развитие загородных отелей оформилось в устойчивую рыночную тенденцию. На тот момент для многих туристов это был совершенно новый формат. Нашим согражданам были привычны пансионаты, санатории, турбазы и т. п. И формат загородного отеля явился неким ноу-хау, который представлял собой не только место комфортабельного проживания и отдыха, но еще и сосредоточение на одной территории целого комплекса дополнительных услуг.

Сегодня практически каждый загородный отель имеет в своем составе ресторанный комплекс, СПА-центр с бассейном и фитнес-зоной, детскую инфраструктуру и многое другое. А когда рынок только зарождался, в основном предлагался минимум услуг — проживание, ресторан и несколько бань, но в любом случае это было ново и интересно, и высокую популярность загородные отели обрели сразу.

Географически родоначальником загородных отелей явилось Подмосковье: большинство новых модных тенденций традиционно начинаются со столицы.

Это неудивительно — именно здесь сосредоточены высокая платежеспособность населения и интерес ко всему новому и необычному в области развлечений. Достаточно долго Подмосковье было единственным регионом, где этот формат существовал, в Санкт-Петербурге и других крупных городах-миллионниках подобные отели стали появляться позже, и такого объема, как на подмосковном рынке, ни один регион по сей день не достиг.

Какова специфика загородных отелей в российских регионах? Отличаются ли они от подмосковных? Может быть, климат имеет значение?

Отличие прежде всего в количестве загородных отелей и емкости рынка, который готов это количество принять. Все это, в конечном счете, зависит от платежеспособности целевой аудитории. Понятно, что загородный отель в первую очередь ориентирован на крупный мегаполис, который расположен рядом.

С климатом региона успех формата загородных отелей связан в меньшей степени, скорее это связано с тем, как именно отель может работать с периодами низкой загрузки, которая, конечно, остро зависит от сезонности. Конечно, основной спрос приходится на лето. В хорошую снежную зиму — особенно если отель предлагает какие-то зимние аттракции — тоже будет высокий спрос. Межсезонье априори менее загружено, и отели спасаются корпоративными заездами — то есть очевидна привязка к деловой активности города.

Что касается набора услуг, то он в большинстве отелей стандартный. И, поскольку гости сегодня все более и более продвинутые, многие опции, которые еще 5−6 лет назад были из разряда ноу-хау, сегодня по сути являются must have. К примеру, раньше наличие на территории отеля бассейна было безусловным конкурентным преимуществом, сегодня же отсутствие бассейна — это проблема. Гости при прочих равных условиях будут выбирать место, где он есть. То же самое касается СПА: отель может специализироваться на нем или нет, но определенный минимум процедур и кабинетов — это обязательная опция для отеля. В зависимости от региона могут расставляться какие-то акценты.

Кто клиенты — приезжие, местные, иностранцы?

Основная масса клиентов — люди, проживающие в соседнем крупном городе. Иностранные туристы в подмосковных отелях загородного типа — это скорее исключение. Однако в Суздале, где расположен наш отель HELIOPARK Suzdal, — совсем другая история. Большое количество иностранцев, приезжих из других регионов там останавливаются, приезжают и индивидуальные туристы, и туристические группы, мы плотно работаем с этим направлением. Сам Суздаль — точка притяжения, интересная туристам.

Стали появляться загородные отели рядом с известными местами — на территории Байкала, в Карелии и т. д. Там используется привязка к уникальному ландшафту, природе — туда будут приезжать и из дальних регионов. Но необходимо учитывать, что большое значение имеет транспортная доступность. Если добираться до отеля долго, трудно и очень затратно, гостей из дальних регионов, в т. ч. Москвы и Питера, дождаться будет сложно.

Как вы выбираете участки для проектов? Вы строите свои здания для отелей или приспосабливаете уже существующие?

Участок для проекта в идеале должен обладать очень хорошей транспортной доступностью и быть привязан к каким-то уникальным ландшафтным условиям: это могут быть горы, леса, в идеале большая вода — озеро, водохранилище и т. д. Это сочетание — экология и транспортная доступность — является залогом успеха. Но на практике таких проектов очень мало. Чаще приходится выбирать что-то одно. И мы стараемся делать акцент на экологии, на природных условиях, возможностях для досуга — например, использовать склоны для горнолыжного спорта.

Проще, конечно, взять уже готовый известный, пусть и морально устаревший, проект, куда пути уже проложены,

сделать качественный апгрейд, создать хорошую команду персонала, предложить допуслуги и развивать уже существующие. Но такие объекты с рынка постепенно вымываются, их мало.

Свои здания тоже строить интересно — потому что новый проект можно сразу сделать максимально близким к идеалу в отношении инфраструктуры и логистики, удобным для гостей, простым в обслуживании. Но, конечно, прежде чем будет создан отель, пройдет как минимум год или два девелоперских и строительных работ. И плюс год-полтора, в зависимости от места, будут затрачены на то, чтобы этот проект раскрутить, чтобы люди о нем узнали и туда поехали.

Словом, это два равнозначных варианта со своими плюсами и минусами.

Развиваете ли вы или будете развивать такие курорты в Краснодарском крае, или там слишком велика конкуренция? 

Краснодарский край — это не загородная тема, а курортная, она живет по своим законам развития, инфраструктуры, строительства, окупаемости и т. д. Здесь главное — сезонность, курорты созданы под целевую аудиторию, которая едет летом отдыхать на море. Конкуренция там сейчас довольно большая, она не может быть другой в прибрежном районе. Но там еще и очень велик до сих пор частный сектор, который оттягивает на себя большое количество гостей, склонных выбирать более экономный вариант проживания. Конкуренция у 4−5-звездочных гостиниц достаточно высокая, и емкость, как мне кажется, уже невелика: то есть отели эти есть, а гостей, готовых за это платить, по объективным причинам меньше. А вот рынок качественных отелей 3* - это ниша, которая еще не разработана в полной мере, здесь еще могут быть интересные и успешные проекты.

Сроки окупаемости и экономика проектов. Где она лучше, где хуже? Как оптимизируете расходы? 

Окупаемость и экономика проектов, если делать выводы на основании того, что мы видим по нашему опыту, зависит не только от привлекательности самого отеля и его инфраструктуры, но и от региона (платежеспособный спрос и его объем). Также зависит от удачности проекта в целом и его уникальности. Например, у нас в сети есть курортный отель HELIOPARK Nebug в Краснодарском крае, который в своем регионе является уникальным. Там в принципе нет сопоставимых по ключевым параметрам отелей. И несмотря на то, что этот регион не является самым популярным и раскрученным курортным направлением, отель чувствует себя очень хорошо: загрузка близка к 100%, большой спрос на дополнительные услуги.

В принципе, средняя окупаемость в целом рынком определена. Для загородного направления мы можем говорить о 10−15 годах, если это проект среднего размера. Если проект очень крупный, то может потребоваться и 20−25 лет. В этом случае предполагается возможность поэтапной реализации — сначала мы предлагаем реализовать небольшой номерной фонд, один ресторан и т. д. Потом, когда проект начинает развиваться, появляется прибыль, которую можно пустить на развитие территории.

Для собственника и девелопера это самый безопасный и прозрачный способ запуска проекта. Помимо того, что он позволяет делать поступательные вливания, еще и сохраняется возможность в процессе «обкатки» отеля понять, что именно в нем должно быть.

Потому что теория, концепция и бизнес-план — это хорошо и правильно, но жизнь иногда вносит свои коррективы.

Оптимизация операционных расходов — это задача уже действующего менеджмента отеля. Существует множество возможностей, и грамотный генеральный менеджер всегда их использует — это постоянная, ежедневная работа. Мы как управляющая компания оптимизируем расходы, связанные, например, с поставками оборудования, расходами на маркетинг и т. п. У нас, разумеется, налажены соответствующие контакты, и мы для собственника на этом экономим деньги. И, естественно, происходит экономия на продвижении и маркетинге, потому что, если отель входит в нашу сеть, он подключается к нашим каналам реализации и получает «зеленую улицу» по продажам, продвижению, программам лояльности и т. д.

Что касается оптимизации расходов девелоперского периода — то это одна из ключевых причин, по которой к нам приходят собственники, девелоперы и инвесторы. Опыт и связи, которые мы имеем, позволяют избежать лишних расходов, где-то демпинговать и получать более выгодную цену как оптовому заказчику. Но самое главное, наш опыт позволяет избежать ошибок при строительстве и логистике планировочных решений, что, в конечном счете, позволяет создать отель, который будет востребован и любим гостями. Надо ли говорить, что это, как ничто другое, положительно сказывается на экономических показателях гостиницы в целом.

Как влияет затяжная рецессия на работу ваших отелей? Что изменилось за последние 2 года

Для загородных отелей все работает наоборот, и затяжная рецессия на нас особо не влияет. В самом начале наблюдался кратковременный спад по загрузке, но, мне кажется, он был скорее психологический, люди испугались, не знали, чего ожидать.

Сейчас для загородного краткосрочного отдыха очень благоприятные времена. Подорожавшая валюта, запрет на выезд сотрудникам силовых структур, нестабильная обстановка на традиционных для россиян курортных направлениях — все это переориентировало наших сограждан на отдых внутри страны, и от этого загородные отели оказались в выигрыше. К нам поехали те, кто не может или не хочет выезжать за границу. Это не было скачкообразно, но тенденция появилась, и она продолжается.

Какие перспективы вы видите для подобного бизнеса в России?

Мне кажется, тема загородного краткосрочного отдыха очень востребована. Она начинает активно развиваться в других регионах — на Алтае, в Карелии, в Поволжье, и тенденции хорошие. Даже в Подмосковье, территория которого плотно застроена загородными отелями различного класса: к нам все равно приходят и с новыми проектами, и с существующими отелями, которые хотят освежить, обновить, улучшить доходность.

То есть емкость рынка хорошая, бизнес видит возможности и перспективы для получения прибыли.

По другим регионам тоже есть запросы. Там своя специфика, но всем понятно, что нужна уникальная концепция. Это логично при большом количестве предложения. И мы всегда поддерживаем идею, чтобы у каждого нашего проекта было свое незабываемо лицо.

Планируете ли новые проекты?

Да, у нас обычно в разработке от 2 до 4 проектов, сейчас также есть несколько интересных предложений. Они касаются и комплексного развития территорий, и включения в сеть уже действующих отелей, собственники которых пришли к пониманию того, что может дать сеть с точки зрения прибыли. Это, конечно, нас очень радует, мы видим, что инвесторы стали более склонны к продуктивным диалогам, наши услуги востребованы. У нас есть возможность развиваться самим и развивать рынок загородных, курортных и городских отелей, все выше ставить планку сервиса и комфорта, поддерживать славу российского гостеприимства.

Читайте также

Читать все

blog comments powered by Disqus