Александр Дубовенко: «Цены на деревянные дома не падают и не растут»

Деревянный дом – каким он должен быть? Каким он может быть, учитывая возможности современных технологий? Александр Дубовенко, управляющий партнер Good Wood, рассказывает нам сегодня, что популярно, модно на рынке, что сколько стоит и что меняется в области деревянного загородного строительства.

Какие дома сейчас пользуются наибольшим спросом и почему?

Предпочтения по конструктиву загородных домов у людей меняются небыстро — на десятые доли процента за 15−20 лет. Соответственно, сейчас популярно то же, что и 10 лет назад. Основными материалами по-прежнему остаются дерево и камень, понемногу начинают входить в обиход каркасные дома. Все технологии представлены в различных ценовых сегментах. Если покупателю нужно подешевле, то он выбирает бревно, профилированный брус, сиппанели, газо- или пеноблоки; подороже и покачественнее – клееный брус, керамический блок.

В ближайшем будущем можно прогнозировать рост спроса в целом на деревянные дома: люди все чаще задумываются об экологичности жилища, а правительство разрабатывает меры по развитию деревянного домостроения. Все это, несомненно, приведет к увеличению доли древесины в общем объеме строительства.

Еще, как я уже сказал, сейчас активно развивается каркасное направление деревянного домостроения. Предупреждая интерес к этой области, два года назад наша компания запустила и начала реализацию проекта WeiserHaus, представив потребителям панельно-брусовые дома – быстровозводимые дома заводской готовности. Это помогло нам занять лидирующие позиции на рынке России. Мы видим в этом направлении огромный потенциал и планируем развивать его, укрепляя свои позиции.

Увеличивается или уменьшается средняя площадь строящихся домов?

В целом после кризиса 2008 года она уменьшилась. Вообще, к данному критерию люди стали подходить более рационально.

В этом плане мы приблизились к Европе. Там средняя площадь коттеджа — 150−200 квадратных метров, в России — 180−250.

Какие опции по планировке, техническому оснащению стали востребованными в последнее время? С чем это связано?

Мы предлагаем строительство домов по типовым и индивидуальным проектам. Типовые варианты выбирают люди, желающие получить оптимальное по цене и срокам реализации решение, в значительной степени застрахованное от строительных ошибок. То, что проект растиражирован многократно, их успокаивает и даже радует.

При этом мы нередко дополняем типовые варианты различными элементами по желанию заказчика. Например, мы все жили в многоквартирных домах, страдая от тесноты, отсутствия естественного света и захламленности пространства. Поэтому любой человек, планирующий строительство собственного дома, хочет наполнить его светом, сделать просторным, с рационально организованным пространством. Достичь этого получается с помощью «второго света», объединения гостиной и кухни, оборудования просторных санузлов с окном — отдельно и при спальнях, обустройства гардеробных.

А вот при строительстве по индивидуальным проектам нет предела фантазии и возможностям. В этом случае в доме появляются такие помещения, как кальянная, комната отдыха, массажный кабинет, душевая, сауна, хаммам, русская баня, бассейн, кинотеатр (проекторная), винотека, в цоколе — мужской клуб. Или, например, курительная, часовня и смотровая площадка для наблюдения за звездами! Дом становится воплощением любых пожеланий заказчика.

Так, в прошлом году для одного из клиентов мы проектировали дом, в котором спальни второго этажа выходили во второй свет гостиной. То есть фактически стен в спальнях не было, только небольшие ограждения.

Еще к нашему архитектору в последнее время все чаще обращаются с запросами на угловые дома – Г-образные.

Интересно, что обращения были неоднократно. Клиенты утверждают, что такой дом дает ощущение закрытости и индивидуальности. Пожалуй, я согласен с этим мнением. Правда, пока ни одного такого дома мы не построили, но было бы интересно.

Какие еще изменения в покупательских предпочтениях вы наблюдаете?

Примерно с 2008 года спрос стал небольшим, но мы привыкли много работать, продавая примерно 20 домов в месяц. Конечно, в последнее время покупатели, обращаясь к нам, более активно и даже агрессивно торгуются, стараясь снизить цену. Но компания Good Wood ориентируется прежде всего на качественное строительство и лучший сервис. Мы не стремимся конкурировать по цене. Наверное, снижать ее можно, лишь исключая какие-то виды работ или уменьшая количество материалов, что влечет снижение качества (например, шаг арматуры в фундаменте), но для нас это неприемлемо.

Встречаются ли в заказах необычные детали, сооружения, системы? Выполняете ли вы нестандартные, экзотические запросы?

Можно ли считать экзотикой туалет, отдельно стоящий на улице с подведенными к нему канализацией и электричеством? У нас бывают такие запросы — видимо, некоторые заказчики хотят окунуться в сельскую жизнь в понимании наших дедов. Их право!

В 2016 году были запросы на библейский ковчег в реальную величину, на плавучий дом…

Мы идем навстречу любым пожеланиям, если их реализация не противоречит законам математики и физики, экологии, а также не имеет технологических ограничений с нашей стороны — построить дом из соломы мы не сможем!

Иногда мы сами заказываем у себя необычные детали — например, колонны сечением 280×800 для нашего строящегося центрального офиса, самого высокого офисного центра из дерева Good Wood Plaza. Аналогов они не имеют, как и само здание!

Как меняются цены на деревянные дома?

Фактически цены не падают и не растут. Не растут, потому что кризис. Не падают, потому что все-таки инфляция и издержки — все считается в рублях. Большинству застройщиков пришлось немного уменьшить свою маржу. Я бы назвал увеличение цен в рублях на 5−10% – но это нельзя назвать существенным, а значит, цены неизменны.

Какова средняя стоимость дома из клееного бруса, его инженерии?

В комплект нашего дома входят фундамент, стены, кровля, окна и двери, базовый пакет инженерных систем, не менее 10 приемок инженерами технического надзора, возможность использования личного кабинета, контроль строительного объекта инспекторами административного стандарта (внутренняя полиция). После подписания договора стоимость не меняется — это принципиальный вопрос, который мы уже давно для себя приняли и придерживаемся этого принципа – наш покупатель всегда знает, сколько будет стоить его дом.

Наш самый популярный проект дома из клееного бруса СП−237 площадью 246 квадратных метров на январь 2017 года стоит 5,79 млн рублей.

Точную стоимость инженерии и отделочных работ назвать сложно, так как она в значительной степени зависит от квалификации бригады и качества комплектующих.

Улучшается ли качество предложения на рынке в целом? Насколько можно доверять производителям и продавцам домов и каким?

Я думаю, что качество предложения не улучшается. Когда в стране кризис, то на первое место выходит цена. Моментально вылезает куча мошенников, которая дезориентирует покупателя – обещают суперкачество, супербыстро и супердешево. Цель в данной ситуации только одна – взять предоплату и исчезнуть с деньгами. К сожалению, сейчас нет государственных механизмов для регулирования этой ситуации – борьбы с однодневками и другими проявлениями «серого» бизнеса пока нет.

Что касается средней компании – конечно, она будет экономить на качестве. Им кажется, что они вынуждены снижать планки, искать варианты,  где сэкономить. Один из выходов – импортозамещение. Но надо понимать, что практически всегда импортозамещение приводит к ухудшению качества. Есть исключения, но дело в том, что в России пока не научились производить качественные комплектующие.

В 2016 году все проблемы были озвучены на уровне правительства, меры развития отрасли в целом и в частности по борьбе с «серым» рынком сейчас разрабатываются.

Со своей стороны многие компании, в том числе и наша, занимаются образовательной деятельностью. Например, мы проводим семинары для желающих построить дом: рассказываем, как и на что надо обращать внимание при выборе строительной компании и в процессе возведения дома, предлагаем свой технический надзор тем, кто не заказал дом у нас. И если хотя бы 20% наших слушателей убедятся в том, что «серые» бригады — это огромнейший риск, работать всем компаниям отрасли станет легче.

Читайте также

Читать все

blog comments powered by Disqus